Искусство здорового питания, Или "Вегетарианство - за и против"


 

altАлександр Денежкин
Ведущий кулинарных курсов, директор индийского вегетарианского кафе "Бага", знаток ведической кухни, более четырех лет опыт проведения кулинарных курсов

В нашем Центре на регулярной основе проводятся кулинарные курсы.

 

Еще раз о вегетарианстве


Последнее время стало модным говорить о вегетарианстве. Тем более, что в Ростове армия сторонников «жизни без мяса» становится все больше и больше. Не хватает только вегетарианского ресторана. Но, надеюсь, это скоро исправят, и свободную нишу займет кто-нибудь из находчивых предпринимателей. Итак, выясним, кто такие вегетарианцы, и почему их больше привлекает такой образ жизни.


 

Слово «вегетарианец» введенное в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества», происходит от латинского vegetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании homo vegetus, которое указывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово «вегетарианский» означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.

Причины, по которым люди отказываются от мясной пищи разные. Кто-то стал вегетарианцем для того, чтобы укрепить или поправить здоровье, кто-то из экономических или религиозных соображений. Но в большинстве случаев это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в своем сердце, и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. alt

Ну, как, вы уже записались в вегетарианцы? Нет, ну тогда очень жаль, что вы не сможете поставить себя в один ряд с такими выдающимися мыслителями и известнейшими людьми, как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский, Плутарх, Леонардо да Винчи, Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон, Вольтер, Бенджамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Ламартин, Лев Толстой, Джордж Бернард Шоу, Махатма Ганди и Альберт Эйнштейн.


 

Питание и здоровье


Как считают многие ученые быть вегетарианцем очень даже полезно. В последнее время стало широко известно, что употребление в пищу мяса связанно с такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Человеческий организм не в состоянии справиться с избытком животных жиров и холестерина. С другой стороны, белок растительного происхождения нормализует уровень холестерина в крови. К тому же, что касается раковых заболеваний, то исследования последних двадцати лет выявили зависимость между употреблением в пищу мяса и раком толстой кишки, молочных желез и матки. Напрашивается вопрос: «Каковы причины того, что люди, употребляющие в пищу мясо, склонны к этим заболеваниям?» Одна из причин, по мнению биологов и диетологов, заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстро разлагающееся и выделяющее токсины мясо. У травоядных животных кишечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в его организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию подагры, артритов, ревматизма и даже рака.

alt Кроме того, мясо обрабатывают специальными химикатами. Сразу же после того, как животное забивают, его туша начинает разлагаться, и через несколько дней она приобретает отвратительный серо-зеленый цвет. На мясокомбинатах такое изменение цвета предотвращают, обрабатывая мясо нитритами, нитратами и другими веществами, которые способствуют сохранению ярко-красного цвета мяса. Исследования показали, что многие из этих химических веществ обладают канцерогенными свойствами. Проблема еще более осложняется тем, что в пищу скоту, который предназначен на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ. Приведу пример из книги: «Яды в нашем организме», где авторы по этому поводу пишут следующее: «Убойных животных откармливают, добавляя им в корм транквилизаторы, гормоны, антибиотики и 2700 других препаратов. Процесс химической «обработки» животного начинается еще до его рождения и продолжается в течение долгого времени после его гибели. И хотя все эти вещества содержатся в мясе, которое попадает на прилавки магазинов, закон не требует, чтобы они перечислялись на этикетке».


 

Экономика и вегетарианство


alt Многие сторонники вегетарианства считают, что большая польза есть и с экономической точки зрения. Мясо – это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. По их мнению, использование зерна для получения мяса является безумным расточительством, ведь для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна. С этой точки зрения показательна книга Франса Мур Лаппе «Диета для маленькой планеты». Автор предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. «А теперь представьте, что в той же комнате сидит 45-50 человек, и перед каждым из них – пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей».

В слаборазвитых странах человек в среднем потребляет около 200 килограмм зерна в год, причем большая его часть идет в пищу. А средний европеец или американец потребляет 1000 килограмм зерновых в год, из которых 90% уходит на корм скота. Таким образом, житель Европы или Америки, употребляющий в пищу мясо, в среднем расходует в пять раз больше пищевых продуктов, чем житель Индии, Колумбии или Нигерии.

По словам диетолога Джин Мэйер из Гарварда проблема голода в мире создана искусственно. Она считает, что если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количество зерна, достаточное для того, чтобы прокормить 60 000 000 человек. Еще один минус, который выделяют исследователи – это слив сточных вод и сброс отходов с мясных комбинатов и откормочных ферм в реки и водоемы. Они утверждают, что сточные воды скотоферм загрязняют окружающую среду в десять раз больше, чем городская канализация, и в три раза больше, чем стоки промышленных предприятий. И еще одна статистика – это перерасход воды: для выращивания одного килограмма пшеницы требуется всего 60 литров воды, а на производство одного килограмма мяса затрачивается от 1250 до 3000 литров.

Этика и вегетарианство


alt И как я уже говорила выше большинство вегетарианцев – это люди, которые отказались от насилия, то есть для которых самыми важными являются этические соображения. Кстати об этике: поговорив уже со многими сторонниками вегетарианства, я выяснила, какой аргумент является самым убедительным – жестокое убийство животных. Мне кажется, что вы со мной согласитесь, после того как я предоставлю для обсуждения следующее. Один молодой человек на мой аргумент - сегодня животных убивают «гуманными» способами - ответил: «Убойные животные, которые всю свою жизнь проводят в неволе, обречены на жалкое, мучительное существование. Они появляются на свет в результате искусственного осеменения, подвергаются жестокой кастрации и стимуляции гормонами, их откармливают неестественной пищей и в конце концов в ужасных условиях долго везут туда, где их ожидает смерть. Тесные загоны, электрические стрекала и неописуемый ужас, в котором они постоянно пребывают, - все это по-прежнему является неотъемлемой частью «новейших» способов разведения, перевозки и убоя животных. Закрыть глаза на все это и протестовать лишь против бесчеловечной жестокости по отношению к животным в последние секунды их жизни – значит иметь весьма смутные представления о смысле слова «гуманный»». А его подруга поддержала: «Правда об убийстве животных малопривлекательна - промышленные скотобойни напоминают картины ада. Пронзительно кричащих животных оглушают ударами молота, электрическим током, или выстрелами из пневматических пистолетов. Затем их подвешивают за ноги на транспортер, который везет их по цехам этой фабрики смерти. Еще живым им перерезают глотку и сдирают с них шкуру, так что они умирают от потери крови».

alt Можно привести еще много аргументов в пользу вегетарианства, в том числе высказывания известных и уважаемых людей. Так знаменитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

В трактате «О поедании плоти» римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало… Почему-то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы. Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

alt Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства – сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

Надеюсь, вы согласитесь, что утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Леонардо да Винчи писал по этому поводу: «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!... Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».

Ну, вот, выяснилось, что вегетарианство – это не так уж плохо. Появилось очень много кулинарных книг с огромным количеством разнообразных блюд. К тому же сейчас почти все мясные продукты научились заменять диетическими. Выпускают даже вегетарианскую колбасу. Поэтому стереотип тощего человека уныло жующего капустный лист уходит в прошлое. А перед нами открываются удивительный мир интересных людей, которые сумели переступить через убеждения и доказали нам, что можно прекрасно жить без мяса.


37.jpg

Афоризмы из Чанакья-сутры

Святым следует поклоняться…