Культура и философия

Владимир Черноволов
Специалист по теологии, ведической философии,
более 20 лет изучает ведическую культуру

Под ведической культурой следует понимать набор знаний, ценностей и поведенческих норм, почерпнутых из ведической литературы. В древности на нашей планете существовали общества, подавляющее большинство членов которых, руководствовалось ведическими знаниями и потому вся жизнедеятельность таких обществ протекала в контексте ведической культуры. Элементы этой культуры до сих пор сохраняются в повседневной жизни множества жителей таких стран как Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал. Следы ведической культуры обнаруживаются на территории таких стран как Индонезия, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак и других государств Средней Азии, а также на территории некоторых стран Африки, Малайзии, Мьянмы, Таиланда, Филиппин, Азербайджана, Китая, островов Тихого и Индийского океанов. Глубокие параллели с основными составляющими ведической культурой прослеживаются в большинстве древних культур стран Африки, Европы, Америки, а также дохристианской «языческой» Руси.

Всё это позволяет с доверием относиться к утверждениям, содержащимся в ведических писаниях согласно которым, в древности на Земле доминировала цивилизация, основанная на ведической культуре.

Что же представляет собой ведическая культура, получившая столь широкое распространение в мире в прошлом? В основе этой культуры лежала духовность, выражающаяся в понимании существования духовной основы всего бытия. Согласно этим представлениям весь мир, все живые существа, в том числе и люди, являются творением Высшей Духовной Силы – Бога и потому должны стремиться жить в общей гармонии со всеми и прежде всего с самим источником мироздания. Люди, в конечном счёте, должны посвящать свою деятельность служению Богу, что сделает их по-настоящему счастливыми.

Ведическая литература регламентировала выполнение человеком своей как материальной, так и духовной деятельности, таким образом, чтобы это способствовало развитию, совершенствованию как отдельных людей, так и общества в целом, но не их деградации.

Такая гармония имела место посредством последовательного достижения людьми в своей жизни четырёх целей – выполнения религиозных обязанностей (дхармы), экономического процветания (артхи), удовлетворения чувств (камы) и освобождения от страданий (мокши). Предполагалось, что выполнение каждой последующей цели создаёт основу для достижения цели следующей, помогая человеку полнее реализовать себя как с материальной, так и с духовной точки зрения. Так воспитание человека в рамках религиозной практики позволяло сформировать ему достойный характер и хорошие привычки, устойчивое, целостное мировоззрение, правильное отношение к себе и окружающим вырабатывало у него чувство долга и социальной ответственности. Правильное воспитание позволяло уже взрослому человеку достичь успехов в повседневной хозяйственной деятельности. В свою очередь плоды экономического процветания позволяли удовлетворить необходимые материальные потребности и запросы, способствовали долгой и здоровой жизни, воспитанию здорового потомства и материально поддерживали всех членов общества.

Наконец, на склоне жизни человек, исполнивший свой социальный долг и удовлетворивший свои материальные потребности, имел возможность реализовать себя в духовном плане, сосредоточившись на духовной деятельности и реализовав свою вечную духовную природу, которой, согласно ведической литературе, обладает каждое живое существо. При этом выполнение этой сложной задачи оказывалось возможным благодаря как правильному воспитанию, так и одухотворению, которым была пропитана даже повседневная активность большинства членов такого общества, благодаря ведической культуре. Основополагающей ценностью людей было стремление культивировать добродетель (благость), выражающейся в развитии таких духовных качеств как милосердие, чистота, правдивость и самоконтроль. В свою очередь развитие подобных качеств, предполагало стремление избегать определённых видов деятельности, считавшейся греховной. Так развитие милосердия налагало ограничение как на причинение вреда людям, так и животным. Убийство последних не получало широкого распространения, в том числе и с целью употребления в пищу мяса. Исходя из этого, можно сделать вывод относительно того, что большинство членов ведического общества были вегетарианцами. Развитие самоконтроля оказывалось возможным благодаря воздержанию от употребления интоксикаций – алкоголя и различных наркотиков. Развитие нравственной чистоты достигалось благодаря упорядочению сексуальной жизни институтом брака. Таким образом, благодаря установлению подобных социальных ограничений в обществе удавалось обеспечить доминирование высоких духовных ценностей.

Значительный раздел ведической литературы, также как и немало времени членов ведического общества посвящались жертвоприношениям, представляющим собой проведение специальных духовных и/или ритуальных практик и деятельности, выполнявшихся для обретения материальных или духовных плодов. Формы жертвоприношений были самыми разнообразными – от проведения сложных многодневных ритуальных церемоний с принесением в жертву животных, до практик уединённой или коллективной медитации и организации храмового поклонения. Разновидность той или иной практики применявшейся в зависимости от обстоятельств, социального положения и т.д., в любом случае предполагали духовное возвышение людей, принимающих в них участие, благодаря восстановлению сакральной связи со Всевышним, в процессе проведения таких церемоний и практик.

Ещё одним важным принципом организации ведического общества, основополагающим для всей ведической культуры было разделение на сословия (варны). Согласно Ведам, всё общество делилось на четыре основных категории людей – священники и интеллектуалы (брахманы), воины и администраторы (кшатрии), земледельцы и торговцы (вайшьи), и рабочие (шудры). Люди занимали своё положение в обществе в рамках одного из социальных сословий в зависимости от тех качеств, которые способствовали выполнению ими того или иного вида деятельности. Позднее, однако, в Индии эта система выродилась в существование кастового строя – жёсткой социальной структуры, навязывающей необходимость выполнения человеком определённого вида деятельности в зависимости от того, в какой семье он получил рождение. Однако ведические писания, например Бхагавад-Гита, не одобряют такого социального устройства, настаивая на том, что каждый человек должен выполнять ту деятельность, к которой имеет естественную предрасположенность, не обязательно связанной с рождением в той или иной семье.

Современные исследователи пытаются изучать феномен ведической культуры, рассматривая её как разновидность такой мировой религии как индуизм. К сожалению, такой исследовательский подход не позволяет адекватно понять специфику ведической культуры. Так, с помощью термина «индуизм» стали называть совокупность различных религиозных представлений народов средневековой Индии («Хинду» - форма персидского произношения названия реки Синдху, выступавшей в средние века естественной границей, отделявшей проживающих на полуострове Индостан носителей ведической культуры, от других народов). Так или иначе, уже в средние века на территории полуострова Индостан наряду с элементами традиционной ведической религии и культуры получили распространение, такие неведические течения как джайнизм, буддизм, сикхизм, парсизм, а также сохранялись отдельные примитивные культы. Совокупность большинства из этих течений, а также ряда неведических школ философской мысли искусственно были объединены учёными-индологами 18-19 веков под названием «индуизм».

Очевидно, что критерием отнесения того или иного культурного феномена или поведенческой нормы к ведическим является указание на них в ведической литературе. С этой точки зрения, например кастовое деление или определённые религиозные воззрения, ритуалы, традиционно считающиеся составляющей индуизма, тем не менее не имеют отношения к изначальной ведической культуре.

 



4.jpg

Афоризмы из Чанакья-сутры

При близких отношениях порока не спрячешь…