Занятия йогой 

В нашем центре Вы можете выбрать различные направления йоги:

  - хатха йога

  - раджа йога

  - йога по методу Виктора Бойко

  - йога нидра

В нашем центре мы проводим занятия йогой для всех желающих:

  • йога для начинающих,
  • женская практика,
  • занятия для работающих в утренние часы (начало в 7-30 по вторникам и четвергам).
  • для тех кто хочер научиться медитировать
  • кто хочер расслабиться и успокоить ум


Вы можете начать занятия йогой с любым уровнем подготовки - у нас небольшие группы и индивидуальный подход.

Для вас - опытные инструкторы, теплая атмосфера, уютный зал в центре города.

Демократичные цены: 270  - 350 рублей за 1 занятие.

 

 

ПН

07:30-08:30

16:30-18:00

18:30-20:00

Раджа йога

Классическая йога

Хатха йога

 

Ирина Бойко

Надежда Волкова

Сергей Кузнецов

ВТ

07:30-08:30

18:30-20:00

йога перед работой

Хатха йога

Юлия Недосекова

Гаяна Казарьянц

СР

07:30-08:30

16:30-18:30

18:30-20:00

Раджа йога

Классическая йога

Хатха йога

 

Ирина Бойко

Надежда Волкова

Сергей Кузнецов

ЧТ

07:30-08:30

18:30-20:00

йога перед работой

Хатха йога

 

Юлия Недосекова

Гаяна Казарьянц

ПТ

07:30-08:30

18:30-20:00

Раджа йога

Хатха йога

 

Ирина Бойко

Сергей Кузнецов

СУ

10:00-11:30

Раджа йога

 

Ирина Бойко

 


Запись на занятия по тел. 8-903-401-81-78; 8-903-462-42-10 и 221-81-78

Путь Йоги

В сознании широких масс слово «йога» вызывает всевозможные образы. У некоторых оно ассоциируется с отшельниками в темно-оранжевых одеяниях с измазанным пеплом телом, скитающимися от деревни к деревне с миской для подаяний в руке, или сидящими, скрестив ноги, на вершине горы или на берегу священной реки. На карикатурах йога изображают на утыканной гвоздями доске, выполняющим трюк с веревкой или ходящим по воде. На других — он предстает своеобразным факиром, пьющим кислоту или глотающим осколки стекла. Так что в сознании людей о йоге бытует весьма смутное представление. Давайте же посмотрим, что на самом деле представляет собой йога.

Слово «йога» имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», обозначающее «сливаться», «соединяться», или «объединяться». Йога — это союз души с вечной истиной, состояние чистого блаженства, возникающего из победы над дуализмом. Постижение дисциплины йоги обостряет проницательность и ведет к пониманию истинной природы души, которую невозможно полностью постичь одними чувствами или умом. Изучение йоги позволяет достичь чистого состояния разума и осуществить Внутреннюю сущность.

Йога освобождает от горя и болезней, вызванных возмущением сознания. Она дает ясность, спокойствие и внутреннюю целостность перед лицом различных житейских неурядиц. Это искусство самопознания и постижения вечной истины. Йога — это изучение функционирования тела, психики и ума в ходе обретения свободы. Это самостоятельно приобретенные знания, а не плод изучения книг, состязаний с логикой или теоретических выкладок. Йога — это философия, образ жизни, в котором встречаются искусство и наука.

Как Господь Шива объясняет Арджуне: «Только знание йоги позволяет мыслящему человеку, дух которого умиротворен, отличать добро от зла, и умело прокладывать курс своей жизни». «Бхагават-Гита», II, 50

Йога учит исполнять свой долг без мысли о награде, будучи вовлеченным в суматоху жизни, оставаться, тем не менее, отрешенным, действовать правильно и освобождаться от противоречий этой жизни.

 


 

Является ли йога искусством?
Жизнь — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, она — искусство. Йога возвышает мысли и позволяет встречать трудные жизненные ситуации с радостью, не теряя самообладания; она учит стремиться к достижению цели в жизни; развивает дружелюбие, сосредоточенность, благочестие, удовлетворенность, радость; и отвергает несущественное; развивает хорошие привычки и учит вести праведную жизнь. Йога — дисциплинированное действие, направленное на достижение и обретение окончательного освобождения.

Является ли йога наукой?
Наука йоги заключается в приобретении знаний путем наблюдения и экспериментирования. Это наука, исследующая тело и психику, она побеждает нестабильность духа путем контроля над телом. Практикой йоги приобретается здоровье и сила тела и духа. Только когда между телом и духом устанавливается равновесие, открывается возможность для самоосуществления. Наука йоги обучает достигать этой гармонии умело и систематически.

Является ли йога философией?
Человеком правят эмоции. Разум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, поражения и успеха. Садхака, не подвержен влиянию этого дуализма, он учит становиться безразличным к противоречивым чувствам. Йога — это философия, предоставляющая все необходимое для обретения душевного равновесия и встречи с превратностями жизни, а также с ее радостями без потери самообладания. Это философия, уводящая от материального мира к духовному в поисках истины — для исследования природы сущего.

Определение Патанджали
Великий мудрец Патанджали определил йогу так: «Йога есть удержание материи мысли от обличения ее в форму», что означает умение управлять возмущениями разума, интеллекта и эго. Точно также как Луна не отражается ясно в мутных водах реки, так и Душа не отражается надлежащим образом в возмущенном сознании. Только ясное сознание отражает Душу. Для самореализации необходимо избавиться от неправильной деятельности сознания, что позволяет обрести беспристрастность.

Что такое читта?
Для обозначения сознания термин «читта» используется в области йоги во всеобъемлющем смысле. Таким образом, читта состоит из разума, интеллекта и эго. Разум — это мост, соединяющий физическое и духовное бытие. Когда он направлен к физическому, то теряется в погоне за удовольствиями. Когда он направлен к духовному, то достигает своей конечной цели. Это вечное перетягивание каната, и разум перетягивается то в ту, то в другую сторону, в зависимости от того, какие гуны, или качества, им овладевают: сат-тва, раджас или тамас.

Саттвическое состояние просвещает разум, придавая ему спокойствие, хладнокровие и безмятежность.
Раджасическое состояние делает человека активным, энергичным, возбужденным и волевым. Чрезмерно проявляются такие качества как честолюбие, упорство, смелость и гордость.
Тамасическое состояние погружает в оцепенение, инертность и невежество.

Пятигранный разум
Читта, или вещество ментального сознания, состоит из трех основных качеств: саттва, раджас и тамас, как объяснялось выше. В зависимости от преобладающего качества образуются ментальные состояния или виды деятельности сознания. Возможны следующие пять видов:
Прамана — это познание, достигаемое с помощью пяти органов чувств и ума; оно базируется на пратьяк-ша, или прямом наблюдении за объектом, анумана, или умозаключении, и агама, или информации из священных книг.
Випарьяя — это заблуждение или ложное знание, например, когда в темноте принимаешь веревку за змею.
Викальпа — это игра воображения или иллюзорное представление, внушенное словесными формулировками, не имеющими реальной основы; например, когда бесплодная женщина воображает, что носит ребенка.
Нидра — это сон.
Самрити — это память.

Эти пять внутренних состояний (вритты) сознания заставляют нас интересоваться лишь материальными благами и приковывают к материальному миру; другими словами, преобладают качества раджас и тамас. Когда преобладает саттва, разум обращается внутрь, открывая просторы доброте и чистоте. Йога учит сдерживать эти пять вритт и вести духовную жизнь.

Контроль над колебаниями сознания
Патанджали указывает на два средства контроля деятельности сознания: «Он [достигается] благодаря практике и бесстрастию». «Йога-Сутра Патанджали», I, 12

Это: (а) изучение или практика, и (б) отсутствие земных желаний.
а) Абхьяса — изучение или практика Поэт Вьяса сказал: «Знание не могут обрести те, кто предается удовольствиям, и в удовольствиях отказано тем, кто учится».

Ничего не добиться без энергичной практики. Без упражнений нельзя достичь чистоты тела и духа, .нельзя управлять колебаниями разума. Нельзя получить плоды материального мира без длительных усилий; и эти длительные усилия должны быть умножены в тысячу раз, чтобы достичь самопознания. Эта энергичная практика состоит из четырех аспектов: морального, физического, умственного и духовного. Патанджали говорил: «Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного Времени без перерыва и с [должным] вниманием».
«Йога-Сутра Патанджали» I, 14

б) Вайрагья — отрешенность
«Ни ношением ритуальных одежд, ни разговорами о высоких материях, но лишь практикой успешно постигается истина. Это несомненно». «Хатха-Йога-Прадипика», I, 66

Ключ к успеху — усилия. Вайрагьи, или состояния отсутствия земных желаний, можно достичь путем управления чувствами, путем исполнения своего долга без мысли о вознаграждении, с добрыми и чистыми помыслами. Постоянные упражнения и отсутствие земных устремлений взаимозависимы и подобны крыльям орла. Но успешный полет возможен лишь при координации движений обоих крыльев.

Аштанга-йога — восемь ветвей йоги
Надлежащее функционирование тела в немалой степени зависит от конечностей. Отсутствие или болезнь одной из них сказывается на здоровье всего тела. Этот же принцип применим к йоге и ее ветвям. Любое наруше-ние.равновесия в изучении и овладении любой из восьми ступеней йоги не приведет к самоосуществлению.

«Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогическиё] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация на [объекте], созерцание и сосредоточение — [таковы] восемь средств осуществления [йоги]». «Йога-Сутра Патанджали», II, 29

Вот восемь компонентов, определенные Патанджали.
Все восемь являются взаимопроникающими и взаимозависимыми. Они могут казаться различными, но все ведут к одной цели. Как лучи солнца преломляются, образуя спектр, так и йога была разделена на восемь переплетающихся составляющих.

Обычные люди, не склонные к духовному аспекту, могут обратиться к йоге ради ее физических достоинств. Здоровье тела и духа важно для всех, хотят ли они преуспеть в своих земных делах, или в самоосуществлении. Йога дает одинаковое удовлетворение и верующему, и атеисту, и агностику. Правда, практикуя йогу, немало атеистов и агностиков стали верующими, и это одна из прелестей йоги, что она распахивает двери перед всеми. Даже саньясины, отвергнувшие мир, могут извлечь пользу из практики йоги, так как здоровье и душевное равновесие, которые она дает, необходимы всем. Всем тем, кто стремится, к физическому здоровью, ментальному умиротворению или концентрации духа, йога дарит все, что им надо, и удовлетворяет их всех.

Свами Патанджали говорит: «Вследствие очищения путем практики йоги факел знания [распространяется], пробуждая проницательность». «Йога-Сутра Патанджали», Ц, 28

Шаданга-йога — шестисторонняя йога
В «Йога-Сутре Патанджали» йога описана как восьмикомпонентная. Однако в некоторых из «Йога-Упанишад» она рассматривается как шестикомпрнентная.

В «Амританадрпанишаде» встречается следующая строфа: «Дисциплина чувств, медитация, регуляция дыхания, концентрация, логика и самореализация — это шесть ветвей йоги». 6. («Йога-Упатшады»)

В «Упанишаде-йогачудамани» шесть компонентов йоги перечисляются так: «Асаны, регуляция дыхания, дисциплина органов чувств, концентрация, медитация, самореализация — вот шесть вспомогательных средств йоги (йо-ганг)» 2. («Йога-Упанишады»)

Однако в этих текстах также указывается, что непременными условиями достижения самадхи являются яма и нияма (самоконтроль и соблюдение религиозных предписаний), а также асаны, такие как падмакам и свастикам. Поэтому, несмотря на то, что в них говорится о Шаданга-йога или йоге шести ветвей, два дополнительных этапа или ветви считаются ее частью, и разница между аштанга и Шаданга-йога, таким образом, невелика.

Основное различие между этими двумя системами состоит в следующем:
Шаданга-йога ориентируется на небольшие группы членов конкретных школ или монастырей, которым приходится подчиняться уставам своих заведений, и поэтому не нужно специальных предписаний яма и нияма. С другой стороны, Патанджали формулирует законченную философскую систему для всех, не ограничиваясь какой-либо группой. Поэтому он дает детальные указания о том, как вести жизнь и как обрести физическое и умственное равновесие посредством определенных правил, чтобы достичь духовного блаженства.

Согласно Патанджали, для самоосуществления душа, разум, интеллект и органы чувств должны действовать согласованно. Искатель должен использовать три вида вспомогательных средств осуществления: ба-хиранга-садхана (внешние средства), антаранга-садха-на (внутренние средства осуществления) и антарат-ма-садхана (духовные средства).

Приведенная ниже схема поможет читателю лучше понять этот тройственный поиск:
Триединство средств осуществления
Прежде чем рассматривать восемь граней йоги, давайте рассмотрим этот тройственный поиск:
1. Бахиранга-садхана — поиск внешней чистоты
Тело — храм души. Точно так же, как чистый храм рождает чистые мысли, чистое тело приводит к чистому сознанию, и таким образом становится подходящим пристанищем для Я.

В «Йога-Сйкха-Упанишаде» важность чистого тела объясняется так:
«Тело — это храм, а Душа в нем — как Шива. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, рассматривая его как обитель Бога». /, 168 («Йога-Упанишады»)

Бог дал нам тело как капитал, чтобы использовать его для самоосуществления. Как расчетливый делец использует свой капитал для получения прибылей, так и тело необходимо усердно тренировать с помощью яма, нияма, асана и пранаяма. В нем необходимо поддерживать совершенное здоровье и стабильность. Первый шаг к самоосуществлению — держать тело чистым и свободным от болезни. Это и есть бахиранга-садхана, стремление к внешней чистоте.

2. Антаранга-садхана — поиск внутренней чистоты
После достижения чистоты тела следующий шаг — это достичь чистоты мыслей. Чтобы сделать это, необходимо понять, как функционирует разум. Для познания внешнего мира разум использует пять органов восприятия — нос, язык, глаза, уши и кожу. Разум порождает желания, и чувства подчиняются разуму в их удовлетворении; таким образом, разум скован удовлетворением желаний. В управлении мыслями и чувствами большую помощь может оказать процесс очищения. У разума шесть заклятых врагов: вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордыня и зависть.

Для победы над этими врагами, встающими на пути самоосуществления, очень важны пранаяма (регулиро-вание дыхания) и пратьяхара (дисциплина чувств).

В «Хатха-Йога-Прадипика» важность дыхания подчеркивается следующим образом: «Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания; уравновешенное дыхание ведет к уравновешенному разуму. Они неразлучны. Следовательно, развивайте ровное и спокойное дыхание: так обретается контроль над разумом, и жизнь йога продлевается». «Хатха-Йога-Прадипика», II, 2

И далее говорится Повелителем чувств есть разум, повелителем разума есть дыхание; хозяином дыхания есть нервная система; спокойствие нервов и концентрация зависят исключительно от равномерного, ровного и ритмичного звука вдоха и выдоха» «Хатха-Йога-Прадипика», IV, 29

Поэтому внутренняя чистота достигается управлением чувствами и разумом, результатом чего является умение владеть собой. После этого уменик готов к следующему шагу.

3. Антаратма-садхана — поиск души
На этом этапе разум достигает равновесия и концентрации, и направляется к Душе. Здесь получают развитие последние три шага Аштанга-йоги: дхарана (концентрация), дхьяна (созерцание) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в Духе, он активен, но лишен эго и низменного Я. И действительно, в это время отсутствует осознание собственного существования, ибо найден выход за пределы чувственных наслаждений и знания. Обретено вечное блаженство.

В «Катха-Упанишаде» соответственно говорится: «В колеснице, именуемой телом, душа — пассажир; разум — возница; интеллект — вожжи. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Следовательно, колесница (тело) должно быть здоровым; только тогда возница (интеллект), используя поводья (разум), может укротить лошадей (чувства)». «Катха-Упанинишада», III, 3, 4, 9

Теперь давайте рассмотрим восемь ступеней йоги.
Яма — самоконтроль
Яма — означает ограничение или воздержание. В йоге также существуют запреты, такие как библейские заповеди.

Человек был членом общества с незапамятных времен. Ему не выжить в изоляции. Как у члена общества у него есть определенные обязательства и привилегии. Ему приходится придерживаться определенных правил, чтобы был доволен он сам и другие члены общества.

«Самоконтроль — это ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров эти, не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] «Великими обетами». «Йога-Сутра Патанджали», II, 30, 31

Патанджали так определяет самоконтроль:
Ненасилие, правдивость, отсутствие алчности, умеренность в половых сношениях и отсутствие жадности. Это те великие всеобщие заповеди, не зависящие от рождения, места, времени и обстоятельств, т. е. применимы во все времена. Все эти качества ведут к чистоте.

В йогических текстах перечисляется несколько таких правил, считающихся основополагающими.
«Йога-Упанишады» описывают яма как ненасилие, правдивость, отсутствие алчности, умеренность в половых сношениях, всепрощение, устойчивый интеллект, благочестие, умеренное питание и чистоту. Всего десять.

«Хатха-Йога-Прадипика» провозглашает те же этические принципы, которые перечисляются в священных текстах йоги.

1. Ахимса — ненасилие
Насилие — это отсутствие любви , без враждебности не может произойти ни один акт насилия. Только любовь может объединить общество и сплотить его. У йога нет ненависти в сердце, лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия уверенности. Ненасилие — это уважение к другим, это — состояние ума.
Патанджали говорит, что любой, общающийся с йогом, лишенным мыслей о насилии, обязательно избавится от чувства враждебности.

2. Сатья — правдивость
«Говори правду, говори то, что приятно, но не говори ни правду, которая неприятна, ни ложь, которая приятна; это есть религиозная традиция» — гласит«Махабхарата».

Согласно «Даршана-Упанишаде» истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.
В «Йога-Шастре» говорится: «Когда разум и интеллект сходятся в суждениях, это и есть правда, это и есть настоящее знание».

Изучающему йогу следует быть приверженцем правды в мыслях, речах и поступках.
Говорящий ложь ядовитее змеи. Язык без костей, следовательно, может болтать, что заблагорассудится, и требует контроля. Иначе даже не заметишь, как отклонишься от правды.

3. Астейя — честность, запрет на стяжательство
Подобно ветхозаветной заповеди «не укради», ас-тейя есть принятие лишь того, что необходимо для существования. Все остальное — алчность.
Желать чужое имущество даже в мыслях — это грех, сродни воровству.
Серьёзный ученик йоги, практикующий астейю, не нуждается в богатстве; но если к «ему придет богатство, он использует его на пользу другим.

4. Брахмачарья — воздержание
Брахмачарья не означает обета безбрачия на всю жизнь, но умеренность в половых сношениях между супружескими парами. Калидаса описывает идеального царя в «Рагхувамша»: «Эти цари, потомки солнца, копили богатства для, благотворительности и вступали в половые сношения лишь с целью произвести на свет сына». «Рагхувамша», I, 7

Кама, или половая любовь, несомненно, одна из пу-рушартх, или целей жизни, а также побуждающая сила, но ее необходимо направить в правильном направлении. Партнерам в браке следует быть верными друг другу, выполнять супружеские обязанности в умеренности. Необузданный секс ведет к гибели.

Не следует отвлекать чувства от сосредоточенности на Брахмане, Высшем Бытии, иначе можно отклониться от пути йоги.

«Тело остается сильным и здоровым, пока манас (ум) и прана (дыхание) тверды в нем. Когда разум устойчив, дыхание и жизненная энергия также становятся устойчивыми: Кто укрепляет жизненную энергию, тот приобретает силу и прочность тела». «Хатха-Йога-Прадипика», П. IV, 28

5. Апариграха — неприятие даров
Париграха — это стяжательство, или накопление бо-гатства из личной жадности. Стоит лишь заболеть стяжательством, как от него невозможно избавиться. Верно, в такой денежной экономике, как наша, для удовлетворения основных нужд требуется определенное количество денег; за еду, кров, одежду приходится платить деньгами. Но стяжательство — это не физическая потребность. Стяжательство — это психологическая жадность: это болезнь. Даже молясь Богу, мы многое просим из эгоизма. Это не молитва из благодарности. Тот, кто не гоняется за ненужными предметами и чрезмерными чувственными удовольствиями, свободен от умственной болезни стяжательства.

Патанджали сказал, что «тот, кто избавился от «я» и «мое», способен увидеть вещи в истинном свете.

6. Кшама — всепрощение
Прощать врагов, которые, возможно, мучили его физически или психически, одно из качеств йога, напоминающее заповедь Христа его ученикам подставлять другую щеку, когда ударили по одной.

7. Дхрити — устойчивый интеллект
Устойчивость интеллекта способствует постижению того, что «я есть Сущий».

8. Дайя — сочувствие
Сочувствовать всем и проявлять это сочувствие в мыслях, словах и поступках — это отличительная черта йога.

9. Арджава — прямота
Арджава — это быть простым, прямым и честным.

10. Митахара — умеренность в еде
Умеренность означает не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для поддержания своего тела, а не для наслаждения вкуса.

11. Шауча — чистота
Шауча — это внутренняя и внешняя чистота тела.

Нияма — соблюдение религиозных предписаний.
Правила поведения по отношению к самому себе состоят из нескольких практик, как физических, так и психических.
«Соблюдение [религиозных] предписаний — [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре». «Йога-Сутра, Патанджали», II, 32
Чистота, удовлетворенность, аскетизм, самообучение и преданность Богу — вот те пять правил, которые дает Патанджали.

Кроме того, в других текстах указывается семь правил — это вера, благотворительность, скромность, здравомыслие, повторение священных имен, вера в священные тексты и соблюдение обетов.

1. Шауча — чистота
Чистота имеет две грани; внутренняя чистота и внешняя чистота. Сюда входит чистота пяти органов чувств и личная гигиена. Ношение собственной одежды, благодаря чему устраняется риск заразных болезней, это личная гигиена. Употребление простой и питательной еды, а не еды, «щекочущей нёбо», также является простым фактором внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней чистоты или чистоты сознания.

2. Сантоша — удовлетворенность
Удовлетворенность — это состояние сознания, которое важно для здоровья и развития тела и сознания. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность уравновешивает сознание, что ведет к чистому счастью.

3. Тапас — подвижничество, строгость к себе
Подвижничество или аскетизм — это покорение всех желаний или чувственных удовольствий путем практики чистоты мыслей, слов и поступков.
Поститься в благоприятные дни, питать братские чувства и проявлять скромность по отношению ко всем, а также управлять чувствами — это аскетизм тела или действий; не вынашивать плохих мыслей и чувств по отношению к другим — это аскетизм мысли; использовать свою речь во славу Богу — это аскетизм речи. Аскетизм удаляет загрязнения тела и сознания и ведет к овладению чувствами, йогические позы и регулирование дыхания ведут к чистоте.

4. Свадхьяя — самопознание
Самообучение означает выполнение предписанных обязанностей и концентрацию всех сил тела, разума и интеллекта на самоосуществлении. Бодрствуешь ли, дремлешь или спишь, следует сосредотачиваться на единении своего Я с Высшим.

5. Ишварапранидхана — преданность Богу
Оставаться отрешенным и -посвящать все свои действия этому Высшему наставнику есть чистая преданность. Лишенный желаний садхака достигает единения с Богом.
Дополнительно к названным выше в «Хатха-Йога-Прадипика» и «Йога-Упанишадах» приводятся следующие ниямы.

6. Астикья — вера
Вера в существование Бога и в догматы «Вед», «Ша-стры» и «Пураны» и есть астикъя. Вера объективна, убежденность субъективна. Убежденность — мощное средство, следовательно, вера должна поддерживаться убежденностью.

7. Данам — благотворительность, милосердие
Приобрести ббгатство законным способом и раздать - его достойным из сострадания — это и есть настоящая благотворительность.

8. Сиддханта-вакья-шраванам — следование установившимся доктринам
Прислушиваться к доктринам, подтверждающим существование Бога как Реального, Высшего и Безграничного, есть одна из обязанностей йога.

9. Хри — скромность
Смиренно творить добро, предписываемое священными текстами, и скромно относиться к результатам своих добрых поступков, есть хри.

10. Мати — интеллектуальная вера, преданность
Убежденная вера в знание, полученное из «Вед» и всех священных текстов, и отвержение доктрин, ему противоречащих, есть мати.

11. Джипа — рецитация мантр
Постоянное повторение мантр вслух и про себя есть джапа. Мантры произносят, чтобы сосредоточить внимание на одной мысли. Это вызывает экаграта, или заострение внимания.

12. Врата — соблюдение религиозных ритуалов
Выполнение актов религиозного подвижничества есть дисциплина сознания и тела путем соблюдения врата.
Описанные выше правила поведения относятся ко всем, следуют ли они путем йоги, или нет. Они предписываются всеми религиями. Следующий шаг встречается только в йоге.

Асаны — позы
Асаны — отличительная особенность йоги. Они переносят из физического плана в духовный. Это начало, а также основание йога-Видьи, науки йоги.

Согласно распространенному мнению в «Йога-Сутре Патанджали» не рассматривается физический аспект йоги, но обсуждается исключительно духовная садхана, а асаны упоминаются лишь попутно. Равным образом полагают, что «Хатха-Йога-Прадипика» касается лишь физического аспекта, затрагивая духовные цели лишь мимоходом. Обе эти точки зрения ошибочно истолковывают философию йоги.

В «Хатха-Йога-Прадипика» в первой беседе описываются аспекты яма и нияма, перечисленные в нескольких священных текстах по йоге, в самых общих выражениях, без детализации, поскольку их всеобщая применимость принимается как должное. Трактат поэтому начинается с третьей ступени йоги, а именно асаны, раскрываемой очень подробно, и постепенно продвигается к этапу самадхи, описывая все ступени, ведущие из рабства к свободе.

Асана означает фиксацию тела в определенной позе с бхавана, или мыслью, что в ней Бог. Асану должно держать твердо, или стхира, чтобы не поколебать эту Божественность. Асана-Джайя, или покорение асаны, приходит, когда прекращаются усилия и устанавливается устойчивость. Устойчивость вызывает состояние сукхата, или блаженства. Асана, удерживаемая в этом состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, но Внутренним Я. В этом состоянии тело побеждено, двойственности исчезли и достигнуто единение тела, ума и души.

Свами Патанджали так говорит об асане: «Асана придает устойчивость телу и уравновешенный ум». «Йога-Сутра Патанджали», II, 46

Поза вызывает устойчивость тела и уравновешенность сознания.
В «Хатха-Йога-Прадипика» при обсуждении асан утверждается: «Практика асан приводит тело в состояние устойчивости, освобождает от болезни и придает легкость самому существу практикующего».
«Хатха-Йога-Прадипика», I, 17

Комментируя эту шлоку, Брахмананда утверждает, что практика асан сообщает твердость телу, уничтожает раджо-гуна, или возмущенный разум, и делает разум устойчивым, что лодтверждает употребление Патанджали понятий стхирата и сухата. Стхирата означает твердость тела, тогда как сухата означает качество разума, а не тела: мы говорим, что не тело счастливо, но доволен разум. Таким образом, сухата это не успокоение, как иногда переводят, но уравновешенность разума. Поэтому две приведенные выше шлоки передают одно и то же значение.

Можно сказать, что в «Хатха-Йога-Прадипика» детально рассматривается асана, и читателя ведут шаг за шагом к самадхи, тогда как в «Йога-Сутрах Патанджали» описываются умело и точно асаны в контексте самадхи. В обоих текстах говорится, что необходимо начинать с физического, и затем продвигаться шаг за шагом к духовному.

Тело и сознание взаимосвязаны и взаимозависимы. При каком-либо нарушении в теле возмущается сознание, и наоборот. В йоге тело и сознание развивают постоянной практикой асан, чтобы предотвратить любое препятствие их функционированию. Эта практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и невосприимчивость к болезни.

В овладении позами йоги лежит секрет подчинения тела: благодаря этому важному шагу садхака переносится в духовную плоскость, к самоосуществленйю.

Пранаяма — регулирование дыхания
Пранаяма — это управление дыханием, направленное на умиротворение разума и успокоение нервной системы. Тело и сознание становятся терпимыми. Польза пранаямы описана так:
«Регулирование дыхания, осуществляемое надлежащим образом, искореняет все болезни».«Хатха-Йога-Прадцпика», II, 16

При надлежащем управлении дыханием пульс становится ровным и правильным, тело гибким, лицо лучезарным.

Патанджали так описывает эффекты пранаямы:«Благодаря ей разрушается препятствие для света» «...и пригодность манаса к концентрации».«Йога-Сутра Патанджали», If, 52, 53

Практика регулирования дыхания приводит к чистому сознанию. Она растворяет оболочку, за которой скрывается внутренняя лучезарность. Такой разум годится для концентрации.

Прана — это воздух, дыхание жизни, сама жизненная энергия; аяма означает увеличение ее длины, ширины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха и паузы между ними есть управление дыханием.

Углубление дыхания, превращение его в более тонкое и ритмичное, и систематическое его контролирование в максимально возможной степени после овладения позами йоги есть пранаяма.

Существует три важные функции управления дыханием: выдох, вдох и задержка дыхания.

Речака - выдох./ Прана-вайю, или жизненная энергия, сосредоточена в области пупка. Она устремляется вверх, к сердцу, и, проходя легкие, ищет выхода через ноздри. Это речака, или выдох.

Пурака — вдох: чистый воздух, войдя в ноздри, проходит через легкие к сердцу, затем поступает в область пупка как жизненная энергия. Это пурака, или вдох.

Кумбхака — задержка дыхания. Кумбха означает сосуд. Подобно сосуду, который можно наполнить или оставить пустым, задержка также бывает двух видов — анта-ра-кумбхака, или задержка после вдоха, и бахья-кумбха-ка, или задержка после выдоха. Антара-кумбхака — это пауза после полного вдоха, когда легкие уже больше не наполняются. Бахья-кумбхака — это пауза после полного выдоха, т. е. после полного опорожнения легких.

Кевала-кумбхака. Существует еще одна форма за-.держки, более совершенная, чем предыдущие, когда дыхание задерживается само собой, без осознания вдоха и выдоха. Это уже за пределами вдоха, выдоха, времени и пространства. Это кевала-кумбхака. Это состояние, переживаемое лишь в дхьяна.

Практика пранаямы дает садхаке двойную пользу, а именно, джапа-садхана и бхакти-садхана. Джапа-садхана — это Практика повторения мантры или священного слова «хамсах». «{Хам» — означает «ахам» или «я»; .«сох» означает «он». Вместе они означают «я есть он». Индивидуальная Душа постоянно повторяет эту мантру в форме исходящего дыхания жизни, издающего звук «хам», и входящего дыхания, со звуком «сох». Эта без конца повторяющаяся молитва продолжается бессознательно всю жизнь. Это называется Аджапахам-са-видья, или знание бессознательной молитвы.

В Бхакти-садхана садхака -поглощает Космическую Энергию путем вдыхания, объединяет Космическую Энергию с Индивидуальным Я путем вдоха-задержки, и на выдохе отрекается от себя и сливается с Универсальным Я.

Пратьяхара — дисциплина чувств
Пять органов чувств контактируют с внешним миром в процессе мировосприятия. Эту внешнюю направленность органов чувств, вследствие их страстного стремления к мирским предметам, необходимо сдерживать и направлять внутрь, к Источнику всего Сущего. Этот процесс обращения органов чувств внутрь есть пратьяхара, или дисциплина чувств.

Процесс самопознания, или познания, проходит следующие стадии: объект, орган чувства, разум и душа — все вместе они формируют знание. Любое нарушение этой последовательности подобно разрыву цепи. При поломке какого-либо звена возникает обрыв. Как всем известно, если разум занят чем-то, происходящее у нас перед глазами не производит никакого впечатления; это называется рассеянность или мечтательное состояние; однако такое состояние не есть пратьяхара. В мечтательном состоянии ум занят какой-нибудь мыслью, и органы чувств отключены от объектов восприятия, тогда как в пратьяхара разум умышленно отрешается от органов чувств, так что те теряют контакт с объектами восприятия. Это владение разумом, не позволяющее ему рассеяться во внешнем мире, называется пратьяхара. Когда достигается полный контроль над рассеянным сознанием (читта), органы чувств также попадают под контроль. Управление органами чувств и обращение их внутрь есть пратьяхара.

Дхарана — концентрация
«Концентрация есть обращение всех чувств к индивидуальной душе». г «Йога-Сутра Патанджали», Щ, 1
В «Шандиль-Упанишаде» описываются пять способов достижения концентрации: фиксация сознания на Индивидуальной Душе; развитие направленного внутрь зрения; контроль над свойствами пяти элементов тела; постоянное вспоминание о Брахмане; и мысль об Ишта-девата — личном божестве.

Разум блуждает в разных направлениях вследствие влияния пяти тонких качеств (панча-танматра): обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха. Эти тонкие качества ощущаются посредством органов чувств: носа, языка, глаза, кожи и уха. Садхака должен научиться удерживать разум от блуждания и повернуть его внутрь, к собственному Я. Когда разум, интеллект и эго полностью сосредоточены на Я, это и есть дхарана. Когда садхака овладевает этой практикой, открывается путь к следующему этапу — дхьяне, или медитации.

Дхьяна — созерцание
Когда садхака поддерживает и сохраняет фокусировку сознания при описанной выше концентрации, не будучи зависимым от времени и пространства, это превращается в дхьяну, или созерцание. В таком состоянии глубокой концентрации и ровного, ничем не нарушаемого потока созерцания тело,дыхание, разум, интеллект и эго, все теряет свое индивидуальное существование и сливается в единое состояние Сущего. Это слияние Индивидуальной Души и Универсальной Души и есть созерцание.

Чем глубже воды реки, там спокойнее она течет. Аналогичным образом, чем глубже сосредоточенность читты, тем уравновешеннее это состояние. В «Шанди-лья-Упанишаде» описываются два состояния медитации: сагуна и ниргуна. Сагуна означает «опирающееся», ниргуна — «лишенное опоры». В созерцании сагуна йог сосредотачивается на личном божестве с некоторыми качествами или атрибутами, тогда как в созерцании ниргуна сосредоточение не имеет границ, и сцдхцка не использует опоры на какое-либо конкретное божество; здесь нет заострения мысли, ибо она преодолевает представление о названиях, формах, цвете и качестве.

Самадхи — самореализация
Восьмая и последняя стадия йоги — это самадхи. Как река вливается в океан, теряя свою индивидуальность, так и Индивидуальная Душа сливается с Высшим. На этом этапе индивидуальность садхаки внешне и внутренне погружается в созерцание. Созерцатель, акт созерцания и созерцаемый объект — все это теряет свои индивидуальные характеристики и сливается в едином видении космоса. Возникает состояние высшего счастья, лишенного удовольствия, боли или страдания.
«В состоянии самадхи предлагают собственное Я, выливают его в костер Брахмана; оно возгоняется и преобразуется в Высшее Я, становясь одним с Ним».«Бхагават-Гита», IV, 24

Лучник (садхака) с луком дхьяна (созерцания) в руке, твердо удерживая стрелу читта (сознание), прицеливается — сосредоточившись на цели — Я — и внимательно поражает одним верным ударом (осуществлением). В этот момент не существует никакой дифференциации.

Это кульминация йоганганустхана, или практики всех ветвей йоги, начиная с бахиранга-садхана (внешние практики), через антаранга-садхана (внутренние практики) и заканчивая антаратма-садхана (внутренние духовные практики).

Путь Почитания (Бхакти-йога) и Путь Действия (Карма-йога), подобно рекам Ганг и Ямун, встречаются и текут дальше к Стезе Знания (Джняна-йоге), к слиянию с невидимой рекой Сарасвати, где Бхакти, Карма и Джняна сливаются воедино. Это и есть высшее и конечное блаженство.

МОГУТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ?
Бог создал мужчину и женщину как равных партнеров, чтобы они вместе делили блага и тяготы жизни, ее радости и печали. Если сравнить жизнь с колесницей, тогда мужчина и женщина — это ее два колеса. Материальное и духовное бремя жизни равным образом ложатся на плечи и мужчин, и женщин. И те, и другие желают хорошего здоровья, душевного покоя и уравновешенности в жизни.

Йога полезна и для мужчин, и для женщин. Женщины нуждаются в йоге даже больше, чем мужчины, так как Природа возлагает на них больше ответственности, чем на мужчин.

Искусство йоги столь же древнее, как и «Веды». Когда мы читаем о тогдашней жизни, возникает впечатление, что женщины превосходили мужчин во многих областях. Именно богиня Парвати первой приобрела знание йоги, упросив бога Шиву научить ее.

Майтрейя, жена великого йога и философа Яджна-валкьи, обрела освобождение занятиями йогой. Этому искусству ее обучил муж, учение которого содержится в его книге «Йогаяджнавалкья»

 



2.jpg

Афоризмы из Чанакья-сутры

Нужно незамедлительно избавляться от следующих вещей: долгов, врагов и болезни…